Древний город Сайрам 









  Тайны многих городов, переживших на своем веку периоды тяжких невзгод, войн и нашествий, сокрыты теперь в толще земли. Сайрам - одна из таких древних загадок... Как правило, исторические памятники, следы культуры и человеческой деятельности, относящиеся к наследию далеких эпох, чаще всего обнаруживаются вдоль русел крупных рек и на берегах больших озер, И это вполне объяснимо... Через Южный Казахстан несут свои воды Сырдарья, Арысь, Аксу и другие реки. Устремляя свой бег к Аралу, они текут через пустыни и полупустыни, вливаясь одна в другую и объединяя силы, словно передавая эстафету друг другу. Большинство исторических памятников, которые здесь, на юге, представляют собой своеобразный музей под открытым небом, также сосредоточены в основном в устьях и вдоль берегов водных артерий. Одним из них является город Сайрам, расположенный в междуречье Аксу и Сайрамсу.
  Местоположение Сайрама ученые связывают с древним городом Исфиджабом. Зарождение и становление Исфиджаба было вызвано отнюдь не только удобным экономическо-географическим положением. Находившийся на перекрестье караванных дорог, город стал ремесленно-торговым центром и опорной базой ислама, откуда новая мусульманская религия распространялась в степные районы округи. Если верить сведениям рукописных памятников, хранящихся в музее «Сайрам», в 766 году по нашему летосчислению такие исламские проповедники как Искак-баб, Абдижалель-баб, Абдирахим-баб во главе стотысячного отряда добровольных помощников распространили мусульманство в Сайраме, Сузаке, Таразе и других окрестных городах. По рукописным источникам Сайрам известен с начала VII века. Под этим именем округ упоминается во многих арабских, тюркских ц китайских источниках в качестве крупного политического, экономического и стратегического центра. В книге путешествий Сюан-Цзяна (629 г.) он назван как город у реки Сайрам-Ак.   Древний Сайрам -единственный город на территории Южного Казахстана, чье имя донесла с VII века до наших дней священная книга зороастризма «Авеста»; «Сайрим ели» — «земля Сайрим», говорится в ней, и это упоминание показывает, из какой необозримой дали времен тянутся истоки нашей истории. Как Исфиджаб он известен по более поздним сообщениям Махмуда Кашгари, относящимся к XI веку. Вокруг Исфиджаба было сконцентрировано множество городов и более мелких поселений, об этом писал в X веке аль-Истархи: «Его сооружения возведены из глины, базары полны фруктов, на них много ремесленной продукции и других полезных вещей. В окрестностях много городов и селений». Источники называют в их числе Манкент, Джумишлагуд, Газгерт, Харлуг. Вместе с близлежащими городами и поселениями Исфиджаб-Сайрам был самым густонаселенным районом региона. Он пополнялся и рос за счет кочевых тюркских народов, спешно переходивших к оседлому образу жизни. Это подтверждают и сообщения средневековых авторов. Например, Махмуд Кашгари, рассказывая о том, как переселившиеся сюда в V1-VII1 вв. согдианцы постепенно растворились в тюрках, пишет: «Жители Баласагуна разговаривают по-согдиански и по-тюркски. И жители Тараза и Аккалы (Мединат Аль-Байда) говорят так же». В этот период среди населения городов исламская вера приобретает особо широкое распространение. Мечети становятся самыми значительными городскими сооружениями, умерших хоронят по мусульманским традициям, растет применение арабской графики письма.

  В городах успешно развивается прикладное искусство. В IX-X вв. в Исфиджабе и других населенных пунктах, расположенных на территории сегодняшнего Южного Казахстана, городские умельцы научились делать поливную керамику. Бурное развитие получило искусство изготовления прикладных вещей из железа и меди, совершенствовалось мастерство ювелиров. Исфиджаб становится центром крупного земледельческого района. Горожане выращивают хлеб, овощи и фрукты. Держат крупный рогатый скот, занимаются овцеводством. Вплоть до XIII в., когда началось монгольское нашествие, Исфиджаб процветал. Это нашествие остановило интенсивное культурное развитие Средней Азии, современного Южного Казахстана и прилегающих к ним других центрально-азиатских регионов. Хорезмшах Мухаммед велел сровнять с землей подвластные ему города Семиречья и Южного Казахстана, чтобы они не достались в руки врагу. Его современник Якут аль-Хамави ар-Руми, автор знаменитого географическою словаря «Муджам-ал-Булдан», так описывает эти события: «Исфиджаб, Таразы, Сауран, Усбанккет и Фараб стали игрушкой судьбы... после чего в 616 году (218-219 гг.) были ввергнуты в пучину невиданной доселе катастрофы. То было нашествие татар, пришедших с китайской земли... Они уничтожили все, что осталось в этих городах. От прекрасных садов и изящных крепостных укреплений не осталось ничего, кроме разрушенных стен и едва заметных следов пребывания погибшего народа». Известно, что при штурме Сайрама монголы применили катапульту. Однако несмотря на это Сайрамские укрепления не подверглись столь значительным разрушениям, как это было в других осажденных городах. В 1221 году через Сайрам пролегал пеший путь монаха Чан-Чуня, который, увидев, в каком прекрасном состоянии находится город, остановился в нем на несколько дней вместе со своими учениками. В обратном путешествии на родину в 1223 году Чан-Чунь снова посетил Сайрам и назвал его «Большим городом». Для своего времени Сайрам был хорошо укреплен. Историк конца XV — XVI веков Нузбихан Исфагани, автор сочинения «Михман-наме-ий Бухара», писал: «Основная часть города окружена очень высокими стенами».

  Кое-где остатки сложенных из камня стен сохранились вплоть до конца XIX - начала XX столетия. Собственно крепость располагалась с восточной стороны. Являясь на протяжении долгого времени крепостным форпостом, Сайрам сумел сохранить до наших дней средневековую планировку восточных городов. Если обратиться к сведениям рукописных источников X века, в древнем городе с четырех сторон находились ворота, расположенные друг против друга и соединенные между собой широкими, прямыми улицами. В X веке они назывались: Нуджакетские ворота, ворота Фар ханы, порота Саианрасы и Бухарские. В начале XX столетия северные ворота Сайрама звались Бельдарбаза, с внешней стороны их защищали глинобитные минареты. Южные ворота называли Базарными, восточные — Карамуртинскими, западные — Шымкентскими. Как и в глубокой древности, а затем и в позднее средневековье, когда город играл ведущую роль в жизни тюркских народов, он и теперь является одним из политических, экономических и культурных очагов Южного Казахстана. Население Сайрама было разнородным. Среди жителей города встречались потомки древних тюрков и ирано-язычных народов, наряду с ними здесь осели бывшие кочевники, в среде которых формировались казахские племена и роды.

  К XVII веку городская культура на территории современного Южного Казахстана постепенно пришла к упадок. В результат бор бы за сырдарьинские города и из-за междоусобных войн, которые вели в XV-XVI вв. враждующие феодальные правители Мавераннахра и Дешти-Кипчака, запустение коснулось и Сайрама. В конце XIX столетия город не только вплотную подступили к крепостным стенам, но и разросся с их внешней стороны; хозяйственные постройки и помещения вблизи жилья, которые занимали довольно обширное место, были глинобитными либо строились из сырцовою кирпича, для возведения же домов использовался обожженный кирпич и необработанный камень. Главные улицы города, пересекаясь в центре, соединялись у здания Пятничной мечети. Среди других городских сооружений мечеть особо выделялась изяществом своей архитектуры. Построенное в конце XIX пека и известное вплоть до 1928 года, здание мечети не сохранилось до более поздних времен. В контурах и облике Шахарстана — исторического центра Сайрама и сердца прежнего города - ясно угадываются следы схематично сохранившихся древних направлений главных городских улиц. Исторический центр Сайрама представляет собой памятник культуры городского строительства IХ-ХIХ столетий.
www.sayram.kz
Поиск по сайту:
МЕНЮ САЙТА
Web Page Maker, create your own web pages.